Грант европейской комиссии Tempus по подготовке преподавательских кадров реализует Международный компетентностный центр инклюзивного образования при Институте психологии и педагогики ТюмГУ.
Об этом сообщила директор Института психологии и педагогики ТюмГУ Людмила Волосникова на уроке "Открытой школы права".
По ее словам, педагогика инклюзивного образования берет за основу тезис о том, что не инвалид проблема для образовательной среды, а образовательная среда - проблема для такого ребенка и именно она должна приспособиться, создать условия для развития человека с ограниченными возможностями.
"Десять процентов населения России - инвалиды, это 13 миллионов человек, из которых около 580 тысяч – дети. На юге Тюменской области проживают свыше 107 тысяч людей с особенностями здоровья, среди них 5 тысяч 719 детей. В 2014 году в вузы региона поступили свыше пяти тысяч особенных абитуриентов. Инвалиды – это социальная данность, поэтому необходимо налаживать процесс совместного обучения здоровых детей и ребят с ограниченными возможностями", - сообщила Людмила Волосникова.
В рамках федеральной программы "Доступная среда" запланировано формирование безбарьерной архитектурной среды, обеспечение вузов кадровым корпусом специалистов по работе с учащимися-инвалидами и подготовка нормативно-правовой базы для всех этих нововведений.
Сотрудники Центра инклюзивного образования готовят преподавателей, проводят научные исследования в сфере педагогики разнообразия, организуют тесное сетевое взаимодействие с партнерами, заинтересованными в развитии направления и принимают участие в создании инклюзивной образовательной среды в вузах-партнерах.
Всего в рамках проекта с ТюмГУ сотрудничают 16 университетов и институтов России, Украины, Беларуси, Германии, Италии и Финляндии. Сотрудники центра стажируются в Германии. По итогам последних поездок в Бремен и Хильдесхайм были разработаны модули, предусматривающие обязательное включение в программу подготовки педагогов основ инклюзивного образования, которые начнут реализовываться с 1 сентября 2015 года.
В центре уже около года работает лаборатория для слепых и слабовидящих, оснащенная уникальным оборудованием. Благодаря ей незрячий с рождения выпускник Ялуторовского интерната Роман Гарманов успешно окончил первый курс и уже устроился в областную библиотеку для слепых. Кроме того, он активно сотрудничает со специалистами центра по вопросам совершенствования технологий инклюзивного образования в ТюмГУ.
"Вместе с областным департаментом науки и образования мы обсуждаем создание ресурсных центров на базе школ региона и подготовки для них педагогов и волонтеров, которые работали бы с инвалидами-дошкольниками", - рассказала Людмила Волосникова.
Она отметила, что международные исследования по выявлению особых образовательных потребностей людей с ограниченными возможностями демонстрируют неготовность педагогического сообщества принять и обучать инвалида, а также опасения родителей таких ребят о том, что их не примут здоровые одноклассники и одногруппники.
"Именно поэтому идеи инклюзивного образования и создания безбарьерной среды должны стать первоочередными задачами современной системы образования", - подчеркнула она.
Tempus – специальная программа Европейской комиссии, призванная содействовать проведению социальных и экономических реформ, развитию институционального сотрудничества. Направлена на модернизацию систем высшего образования в странах Восточной Европы, Балтики и Азии и приведение их в соответствие лучшим стандартам европейского образования.
Источник: t-l.ru